f1pHH51Ta Ha 3aCe,llaHHH
ITe,LJ,arorttqecKoro coBeTa
OT (( ~~>
ITpOTOKOJT
t?O'
2023r
6
N2
/
,ll;OilOJIHHTEJihHAJI OI>PA30BATEJihHAfl IlPOrPAMMA CilOPTHBHOM
IlO,ll;rOTOBKH no BH,ll;Y CilOPT A «CAMEO»
I. 06mne no.rrnmeHHR
1.
cnopTa
o6pa30BaTeJTh Ha51
,Ll,onoJTHHTeJThHaJJ
« caM6o»
,LJ,e.HTeJThHOCTH
(na.J1ee
no
-
ITporpaMMa)
cnopTHBHOH
nporpaMMa cnopTHBHOH
npe;1Ha3tta11etta
no,LJ,roTOBKe
B
,LJ,JT.H
MyttHUHTiaJThHOM
flO,llfOTOBKH
oprattH3aUHH
a
BH.IlY
o6pa3oBaTeJTbHOH
o6p a3oBaTenhttOM
,llOTIOJTHHTeJThHOro o6pa30Bamrn « KapracoKCKa.H cnopTHBHa.H lIIKOJTa»,
no
y11pe:>K,LJ,e ttHH
no OT.UeJibHbl M
Ta K )K e
cnopTHBHhIM ,llHCUHnmrnaM BH.,lla c nopTa «CaM60», ITO cnopTHBHbIM ,llHCIU1TIJ1HHaM . co.nep)lK,lleHHbTM np1ma30M M1rncnoprn PocettH
2.
cnopTHBHOH
MHH11MaJ1bHbJX
JlHCl{Hllm-r ne
cnopnrnHOH
H
BH.UY
nonroT OBKe .
cno pT a
« Cll:vt 6o >) ,
24, 11.2022 N2 1073 ,
crr opTttBHbIX
.nocT1nKett 11 e
B y•1e6110
11 rre,naror11YeCKl1X npHHUHIIOB
-
pe3ynhrnnrn
Ha
oc ttose
Tpe1rnpOBO'-IHOM npouecce B
ycnomrnx MHOroJTeTHero, Kpyrnoro,llHlJHOro l1 TIO'JTaTIHOro rrpouecca crropTHBHOH ITO,llfOTOBKH.
2.1
UeJrn ITporpaMMbT no :nanaM cnopTHBHOH no,LJ,roTOBKH:
~3Tan HalfaJl bHOH nonroTOBKH:
cpopM11posaH11e y crni1Y11Boro 111-nepeca K -m115IT115IM cpH3H'-! eCKOH KY JibTypoi1 11 cnopTOM :
llOJ1y<-Iem1e 06m11x TeopeTH'-!eCKHX '3HaHHH 0 qrn3WfeCKOH KyJT&Type 11 c nopTe. B TOM 4HCJ1e 0 BH,lle
cnopTa «CaM6o»;
q)OpMHpOBaHHe Ll,BHraTeJlbHblX
ypOB I-151
nOBbllliett11e
cp11311lfeCKOH
yMe1-nli1
11 HaBblKOB ' B TOM LIHCJJe B BHD,e cnopTa « CaM6C))) :
nonroTOBJleHJ-IOCTH
11
BCeCTOpo1-11-1ee
rnpMO H H'-IJ-!Oe
pa3BHTHe
cjrn3H'-!eCKHX Ka'-JeCTB :
yKpen.rrem1e '3)1.0p OBb51.
YLie61-10-Tpett11poBO'-!Hbitt '1rnn:
cpopMHpOBaHHe ycTOHL!l1BOro l1HTepeca K 3aW:ITH51M BHLl,OM cnopTa « CaM6crn :
cpop !'vrnpo Bamre pa3HOCTOpOHHei1 o6metl H cneUHaJTbHOJ1
TaK:>Ke
TeopeTWieCKOH,
TeXHl14eCKOH,
Ta KT H4 e CKOT1
H
cpH3HlfeCKOH nonrOTOBJ1CHHOCTl1. a
nCHXOJIOfHLJeCKOH
nonroTOBJICHHOCTH,
COOTBeTCTBYfOIUefi BH ,lly cno pTa « CaM6o»;
06ecne'-1etme yYaCTl151 B ocp11u11 aTT bH blX cnopTHBHblX copeBI-!OBaHl15!:X l1 cpopMHpOBUHHe
HaBbIKOB copeBHOBaTeJTbHOH )le 5!TeJThHOCTH :
yKpenrrettHe '3IlOPOBb51 ,
3Tan COBepweHCTBOBaHH51 cnopTHBH Oro MacTepCTBa:
llOBbIWeHHe ypOBI-151 o6meti 11 cr1euHaJibHOH qrn3H'-!eCKOH . reopeT11'-le CKOH. TeXIIH'-!eCKOH.
TaKTW-IeCKOM H TICHXO JlOrH lfeC KOH TIOLl,fOTOBJleHHOCTH :
o6ecrreqeHHe yqacTH51 B ocpHUHfulhHbIX cnopTHBHblX copeBHOB3HH5!X H
COBepwettCTBOBam1e HaBblKOB B ycJJOBH51X copeBHOBaTeJTbHOH ,D,e51TeJT b HOCTH; coxpaHeHJfe
3Jl0j)OBb5! .
JI. Xapa1uepncTnKa J(onoJJHHTeJJhHoif o6paJoBaTeJlhHOH nporpaMMhl cnopTHBHOH
no,[l rOTOBKH
3.
CpoKH pe a;m3au1111 :na nos cnopTHBI-IOH
npoXO,ll}lllJJ:IX
cnopTHBl-IYIO
nonroTOBKy .
no.uroro BKM
KOJIH'-JeCTBO
ITO)lfOTOBKY B rpyrrnax Ha ·_n -anax cnopTHBJ-IOH fIO /l fO T OBKH .
,-mu.
H so -3pacTHb1e rpa1rnub1 .IHU.
npoxo: rnLUHX
cnopntBH ) IO
2
Этапы спортивной
подготовки
Этап начальной
подготовки
Учебнотренировочный этап
(этап спортивной
специализации)
Этап
совершенствования
спортивного
мастерства
Этап начальной
подготовки
Учебнотренировочный этап
(этап спортивной
специализации)
Этап
совершенствования
спортивного
мастерства
Срок реализации
этапов спортивной
подготовки (лет)
Возрастные границы
лиц, проходящих
спортивную
подготовку (лет)
Для спортивной дисциплины «весовая категория»
2-3
10
Таблица №1
Наполняемость
(человек)
12
2-4
12
6
Не ограничивается
14
2
Для спортивной дисциплины «демонстрационное самбо»
3
7
12
4
10
6
Не ограничивается
14
2
4. Объем дополнительной образовательной программы спортивной подготовки .
Таблица № 2
Этапный
норматив
Количество
часов в
неделю
Общее
количество
часов в год
Этапы и годы спортивной подготовки
Этап начальной подготовки
Учебно-тренировочный
этап (этап спортивной
специализации)
До года
Свыше года До трёх лет Свыше трёх
лет
4,5-6
6-8
8-12
12-16
234-312
312-416
416-624
624-832
Этап
совершенствования
спортивного
мастерства
18-22
936-1144
5. Виды (формы) обучения , применяющиеся при реализации дополнительной
образовательной программы спортивной подготовки.
5.1. Учебно-тренировочные
занятия
(проводятся
в
виде
групповых,
индивидуальных и смешанных форм), учебно- тренировочные мероприятия, спортивные
соревнования.
5.2. Учебн о-трен ировочные мероприятия
Таблица № 3
№п/п
Предельная продолжительность учебно-тренировочных
Виды учебномероприятий по этапам спортивной подготовки (количество
тренировочных
суток) (без учёта времени следования к месту проведения
мероприятий
учебно-тренировочных мероприятий и обратно)
3
Этап начальной
подготовки
1.1
1.2
1.3
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
УчебноЭтап
тренировочный
совершенствования
этап (этап
спортивного
спортивной
мастерства
специализации)
1. Учебно-тренировочные мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям
21
Учебнотренировочные
мероприятия
по подготовке
к международным
спортивным
соревнованиям
14
18
Учебнотренировочные
мероприятия
по подготовке к
чемпионатам
России, кубкам
России, первенствам
России
14
14
Учебнотренировочные
мероприятия
по подготовке к
другим
всероссийским
спортивным
соревнованиям
2. Специальные учебно-тренировочные мероприятия
Учебно14
18
тренировочные
мероприятия по
общей и
специальной
физической
подготовке
Восстановительные
До 10 суток
мероприятия
Мероприятия для
До 3 суток, но не
комплексного
более 2 раз в год
медицинского
обследования
УчебноДо 21 суток подряд и не более двух
тренировочные
учебно-тренировочных
мероприятия в
мероприятий в год
каникулярный
период
Просмотровые
До 60 суток
До 60 суток
учебнотренировочные
мероприятия
В целях качественной подготовки спортсменов и повышения их спортивного
мастерства в Учреждении организовываются и проводятся тренировочные сборы.
4
Направленность, содержание и продолжительность тренировочных сборов определяется
в зависимости от уровня подготовленности спортсменов, задач и ранга предстоящих или
прошедших спортивных соревнований с учетом классификации тренировочных сборов.
5.3. Спортивные соревнования
При определении лиц, направляемых на спортивные соревнования от Учреждения,
необходимо руководствоваться следующими подходами к участию в спортивных
соревнованиях лиц, проходящих спортивную подготовку, определяемыми федеральными
стандартами спортивной подготовки:
соответствие возраста и пола участника положению (регламенту) об
официальных спортивных соревнованиях и правилам вида спорта;
- соответствие уровня спортивной квалификации участника положению (регламенту)
об официальных спортивных соревнованиях согласно Единой всероссийской спортивной
классификации и правилам вида спорта;
выполнение плана спортивной подготовки;
прохождение предварительного соревновательного отбора;
наличие соответствующего медицинского заключения о допуске к участию в
спортивных соревнованиях;
соблюдение общероссийских антидопинговых правил и антидопинговых правил,
утвержденных международными антидопинговыми организациями.
Положение (регламент) о проведении спортивных соревнований является основанием для
направления спортсмена на спортивные соревнования.
Документом, подтверждающим участие в спортивных соревнованиях, является
официальный протокол спортивных соревнований, заверенный печатью организаторов и (или)
размещенный на официальном сайте общероссийской спортивной федерации по виду спорта
(его регионального, местного отделения) или уполномоченного соответствующим органом
местного самоуправления и исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере
физической культуры и спорта.
Объем соревновательной деятельности
Виды
спортивных
соревнований
Контрольные
Отборочные
Основные
Контрольные
Отборочные
Основные
Таблица № 4
Этапы и годы спортивной подготовки
Этап начальной
Учебно-тренировочный
Этап
подготовки
этап (этап спортивной
совершенствования
специализации)
спортивного
До года
Свыше года До трёх лет Свыше трёх мастерства
лет
Для спортивной дисциплины «весовая категория»
1
1
2
3
3
1
1
1
2
1
1
1
1
Для спортивной дисциплины «демонстрационное самбо»
2
2
1
3
4
1
1
2
1
1
1
Контрольные соревнования проводятся с целью контроля уровня подготовленности
спортсменов. В них проверяется эффективность прошедшего этапа подготовки, оценивается
уровень развития физических качеств, выявляются сильные и слабые стороны в структуре
соревновательной деятельности. С учетом результата контрольных соревнований вносятся
изменения в индивидуальный план подготовки спортсмена, предусматривается устранение
выявленных недостатков. Контрольную функцию могут выполнять как официальные
соревнования различного уровня, так и специально организованные контрольные соревнования.
По результатам отборочных соревнований комплектуют команды, отбирают участников
главных соревнований. В зависимости от принципа, положенного в основу комплектования
состава участников главных соревнований, в отборочных соревнованиях перед спортсменом
5
ставится задача завоевать определенное место или выполнить контрольный норматив,
позволяющий попасть в состав участников главных соревнований.
Основные соревнования ориентированы на достижение максимально высоких
результатов, полную мобилизацию и проявление физических, технических и психических
возможностей. Целью участия в главных соревнованиях является достижение победы или
завоевание возможно более высокого места.
Планируемый объем соревновательной деятельности регламентируется федеральным
законом по виду спорта «самбо», планируется ежегодно в виде календарного плана
физкультурно-спортивных мероприятий и утверждается приказом директора Учреждения.
5.4. Учебно-тренировочный процесс предусматривает также иные виды (формы)
обучения:
- самостоятельная подготовка;
- инструкторская и судейская практика;
- интегральная подготовка.
6. Годовой учебно-тренировочный план.
Таблица № 5
№
п/п
1
2
3
4
5
6
Виды подготовки и
иные мероприятия
Общая
физическая
подготовка
Специальная
физическая
подготовка
Участие в
спортивных
соревнованиях
Техническая
подготовка
Тактическая,
теоретическая,
психологическая
практика
Инструкторская и
судейская
практика
Этапы и годы спортивной подготовки
Этап начальной
УчебноЭтап
подготовки
тренировочный этап совершенствова
(этап спортивной
ния спортивного
специализации)
мастерства
До года Свыше
До трёх
Свыше
года
лет
трёх лет
Недельная нагрузка в часах
4,5- 6
6-8
9-12
12-16
18 - 22
Максимальная продолжительность одного учебнотренировочного занятия в часах
4,5-6
6-8
9 - 14
112 - 14
15 - 18
Максимальная продолжительность одного учебнотренировочного занятия в часах
2
2
3
3
4
Наполняемость групп (человек)
12
70 - 116
12
94 - 156
6
83 - 153
6
125 - 206
2
94 - 169
30 - 46
41 - 62
83 - 153
125 - 206
187 - 340
-
0 - 12
25 - 40
47 - 67
70 - 116
94 - 156
116 - 216
156 - 245
206 - 284
23 - 37
31 - 48
54 - 92
100 - 148
234 - 338
2-5
3-8
4 - 12
6 - 15
9 - 22
12 - 24
6
7
8
Медицинские,
медикобиологически
восстановительные
мероприятия,
тестирование и
контроль
Общее количество
часов в год
2-5
3-8
17 - 31
25 - 40
47 - 67
234 312
312 - 416
416 - 624
624 - 832
936 - 1144
7. Календарный план воспитательной работы
№п/п
1.
1.1
1.2
2.
2.1
Направление
Мероприятия
работы
Профориентационная деятельность
Судейская
Участие в спортивных
практика
соревнованиях различного
уровня, в рамках которых
предусмотрено:
- практическое и теоретическое
изучение и применение правил
вида спорта и терминологии,
принятой в виде спорта;
- приобретение навыков
судейства и проведения
спортивных соревнований в
качестве помощника
спортивного судьи и (или)
помощника секрета спортивных
соревнований;
-формирование уважительного
отношения к решениям
спортивных судей;
Инструкторская
Учебно-тренировочные занятия,
практика
в рамках которых
предусмотрено:
- освоение навыков организации
и проведения учебнотренировочных занятий в
качестве помощника тренерапреподавателя, инструктора;
- составление конспекта учебнотренировочного занятия в
соответствии с поставленной
задачей;
- формирование навыков
наставничества;
- формирование сознательного
отношения к учебнотренировочному и
соревновательному процессам;
- формирование склонности к
педагогической работе.
Здоровьесбережение
Организация и
Дни здоровья и спорта, в рамках
проведение
которых предусмотрено:
Таблица № 6
Сроки проведения
В течение года
В течение года
В течение года
7
мероприятий,
направленных на
формирование
здорового образа
жизни
2.2
3.
3.1
-формирование знаний и умений
в проведении дней здоровья и
спорта, спортивных фестивалей
(написание положений,
требований, регламентов к
организации и проведению
мероприятий, ведение
протоколов);
- подготовка
пропагандистических акций по
формированию здорового образа
жизни
Режим питания и
Практическая деятельность и
отдыха
восстановительные процессы
обучающихся:
- формирование навыков
правильного режима дня с
учётом спортивного режима
(продолжительности учебнотренировочного процесса,
периодов сно, отдыха,
восстановительных мероприятий
после тренировки, оптимальное
питание, профилактика
переутомления и травм,
поддержка физических
кондиций, знание способов
закаливания и укрепления
иммунитета).
Патриотическое воспитание обучающихся
Теоретическая
Беседы, встречи, диспуты,
подготовка
другие мероприятия с
(воспитание
приглашением именитых
патриотизма,
спортсменов, тренеров и
чувства
ветеранов спорта с
ответственности
обучающимися и иные
перед Родиной,
мероприятия, определяемые
гордости за свой
организацией, реализующей
край, свою Родину, дополнительную
уважение
образовательную программу
государственных
спортивной подготовки
символов (герб,
флаг, гимн),
готовность с
служению
Отечеству, его
защите на примере
роли, традиций и
развития вида
спорта в
современном
обществе,
легендарных
спортсменов в
Российской
Федерации, в
регионе, культура
В течение года
В течение года
8
3.2
4.
4.1
поведения
болельщиков и
спортсменов на
соревнованиях)
Практическая
подготовка
(участие в
физкультурных
мероприятиях и
спортивных
соревнованиях и
иных
мероприятиях)
Участие в:
- физкультурных и спортивномассовых мероприятиях, в том
числе в парадах, церемониях
открытия (закрытия),
награждения на указанных
мероприятиях;
-тематических физкультурноспортивных праздниках,
организуемых, в том числе
организацией, реализующей
дополнительные
образовательные программы
спортивной подготовки.
Развитие творческого мышления
Практическая
Семинары, мастер-классы,
подготовка
показательные выступления для
(формирование
обучающихся, направленные на:
умений и навыков, - формирование умений и
способствующих
навыков, способствующих
достижению
достижению спортивных
спортивных
результатов;
результатов)
-развитие навыков юных
спортсменов и их мотивации к
формированию культуры
спортивного поведения,
воспитания толерантности и
взаимоуважения;
- правомерное поведение
болельщиков;
- расширение общего кругозора
юных спортсменов.
В течение года
В течение года
8. План мероприятий, направленный на предотвращение допинга в спорте и борьбу с
ним.
В соответствии с ч.2 ст. 34.3 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. №329- ФЗ «О
физической культуре и спорте в Российской Федерации» организации, реализующие
дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, обязаны реализовывать
меры по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним, в том числе ежегодно проводить с
лицами, проходящими спортивную подготовку , занятия, на которых до них доводятся
сведения о последствиях допинга в спорте для здоровья спортсменов, об ответственности за
нарушение антидопинговых правил; знакомить лиц, проходящих спортивную подготовку с
локальными нормативными актами, связанными с осуществлением спортивной подготовки, а
также с антидопинговыми правилами по соответствующим виду или видам спорта.
Меры, направленные на предотвращение применения допинга в спорте и борьбе с
ним , включают следующие мероприятия:
- проведение ежегодных семинаров/лекций/уроков/викторин для спортсменов и
персонала спортсменов, а также родительских собраний;
Всемирный антидопинговый Кодекс является основополагающим и универсальным
документом, на котором основывается Всемирная антидопинговая программа в спорте.
Антидопинговые правила, как и правила соревнований, являются спортивными правилами, по
которым проводятся соревнования. Спортсмены принимают эти правила как условие участия в
9
соревнованиях и обязаны их соблюдать. Допинг определяется как совершение одного или
нескольких нарушений антидопинговых правил.
К нарушениям антидопинговых правил относятся:
1. Наличие зап рещенной субстанции, или ее метаболитов, или маркеров в пробе,
взятой у спортсмена.
2. Использование или попытка использования спортсменом запрещенной субстанции
или зап рещенного метода.
3. Уклонение, отказ или неявка спортсмена на процедуру сдачи проб.
4.Нарушение спортсменом порядка предоставления информации о местонахождении
5.Фальсификация или попытка фальсификации любой составляющей допинг контроля
со стороны спортсмена или иного лица.
6.Обладание запрещенной субстанцией или запрещенным методом со стороны
спортсмена или персонала спортсмена.
7. Распространение или попытка распространения любой запрещенной субстанции или
запрещенного метода спортсменом или иным лицом.
8.Назначение или попытка назначения спортсменом или иным лицом любому
спортсмену в соревновательном периоде запрещенной субстанции или запрещенного метода,
или назначение или попытка назначения любому спортсмену во внесоревновательном периоде
запрещенной субстанции или запрещенного метода, запрещенного во внесоревновательный
период.
9.Соучастие или попытка соучастия со стороны спортсмена или иного лица.
10. Запрещенное сотрудничество со стороны спортсмена или иного лица.
11. Действия спортсмена или иного лица, направленные на воспрепятствование или
преследование за предоставление информации уполномоченным органам.
В отношении спортсмена действует «принцип строгой ответственности». Персональной
обязанностью каждого спортсмена является недопущение попадания запрещенной субстанции
в его организм, а также неиспользование запрещенного метода. Всемирное антидопинговое
агентство обращает особое внимание на использование спортсменами пищевых добавок, так
как во многих странах правительства не регулируют соответствующим образом их
производство. Это означает, что ингредиенты, входящие в состав препарата, могут не
соответствовать субстанциям, указанным на его упаковке. Информация о видах нарушений
антидопинговых правил, сервисах по проверке препаратов, рисках использования биологически
-активных добавок, процедуре допинг-контроля, а также о документах, регламентирующих
антидопинговую деятельность , должна быть размещена на информационном стенде
организации, реализующей дополнительные образовательные программы спортивной
подготовки. Также, должен быть актуализирован раздел «Антидопи нг» на сайте организации
со всеми необходимыми материалами и ссылками на сайт РАА «РУСАДА».
Примерный план антидопинговых мероприятий
Этапы спортивной
подготовки
Содержание
мероприятия и его форма
Сроки
проведения
Проверка лекарственных
препаратов (знакомство
с
международным
стандартом
«Запрещённый список»)
По
необходимости
Таблица № 7
Рекомендации
по
проведению
мероприятий
Научить
юных
спортсменов
проверить
лекарственные
препараты
через
сервисы по проверке
препаратов в виде
домашнего
задания
(тренер
называет
спортсмену
2-3
лекарственных
препарата
для
10
Онлайн обучение
сайте РУСАДА
Учебнотренировочный этап
(этап
спортивной
специализации)
на
1 раз в год
Родительское собрание:
«Роль
родителей
в
процессе формирования
антидопинговой
культуры»
1 раз в год
Онлайн обучение
сайте «РУСАДА»
1 раз в год
на
Родительское собрание:
«Роль
родителей
в
процессе формирования
антидопинговой
культуры».
1-2 раза в год
самостоятельной
проверки
дома).
Сервис по проверке
препаратов на сайте
РАА
«РУСАДА»:
http://list rusada.ru/.
Прохождение
онлайнкурса
–
этонеотъемлемая
часть
системы
антидопингового
образования. Ссылка
на образовательный
курс:
https://newrusada.triago
nal.net
Включить в повестку
дня
родительского
собрания вопрос по
антидопингу.
Использовать
памятки
для
родителей. Научить
родителей
пользоваться
сервисом по проверке
препаратов на сайте
РАА
«РУСАДА»
http://list rusada.ru/.
Прохождение онлайн
курса
–
это
неотъемлемая часть
системы
антидопингового
образования. Ссылка
на образовательный
курс:
https://newrusada.triago
nal.net
Включить в повестку
дня
родительского
собрания вопрос по
антидопингу.
Использовать
памятки
для
родителей. Научить
родителей
пользоваться
сервисом по проверке
препаратов на сайте
РАА
«РУСАДА»
http://list rusada.ru/.
11
Этап
совершенствования
спортивного
мастерства
Онлайн обучение
сайте «РУСАДА»
на
1 раз в год
Прохождение онлайн
курса
–
это
неотъемлемая часть
системы
антидопингового
образования. Ссылка
на образовательный
курс:
https://newrusada.triago
nal.net
Определения терминов.
Антидопинговая деятельность - антидопинговое образование и информирование,
планирование распределения тестов, ведение Регистрируемого пула тестирования, управление
Биологическим паспортом спортсмена, проведение тестирования, организация анализа проб,
сбор информации и проведение расследований, обработка запросов на получение Разрешения на
терапевтическое использование, обработка результатов, мониторинг и обеспечение исполнения
применяемых последствий нарушений, а также иные мероприятия, связанные с борьбой с
допингом, которые осуществляются антидопинговой организацией или от ее имени в порядке
установленном Всемирный антидопинговый кодексом и (или) международными стандартами.
Антидопинговая организация - ВАДА или Подписавшаяся сторона, ответственная
за принятие правил, направленных на инициирование, внедрение и реализацию любой части
процесса Допинг-контроля. В частности, Антидопинговыми организациями являются
Международный олимпийский комитет, Международный паралимпийский комитет, другие
Организаторы крупных спортивных мероприятий, которые проводят Тестирование на своих
Спортивных мероприятиях, Международные федерации и Национальные антидопинговые
организации.
ВАДА - Всемирное антидопинговое агентство.
Внесоревновательный
период
любой
период,
который
не
является
соревновательным.
Всемирный антидопинговый Кодекс (Кодекс) - основополагающий и универсальный
документ, на котором основывается Всемирная антидопинговая программа в спорте. Цель
Кодекса заключается в повышении эффективности борьбы с допингом в мире путем объединения
основных элементов этой борьбы.
Запрещенная субстанция - любая субстанция или класс субстанций, приведенных в
Запрещенном списке.
Запрещенный список - список, устанавливающий перечень Запрещенных субстанций
и Запрещенных методов.
Запрещенный метод - любой метод, приведенный в Запрещенном списке.
Персонал спортсмена - любой тренер, инструктор, менеджер, агент, персонал команды,
официальное лицо, медицинский, парамедицинский персонал, родитель или любое иное лицо,
работающие со спортсменом, оказывающие ему медицинскую помощь или помогающие
спортсмену при подготовке и в участии в спортивных соревнованиях.
РУСАДА - Российское антидопинговое агентство «РУСАДА».
Соревновательный период - период, начинающийся в 23:59 накануне дня спортивного
соревнования, на котором запланировано участие спортсмена, и заканчивающийся в момент
окончания соревнования или процесса отбора проб, относящегося к данному соревнованию, в
зависимости от того, что позднее.
Спортсмен - любое Лицо, занимающееся спортом на международном уровне (как это
установлено каждой Международной федерацией) или национальном уровне (как это
установлено каждой Национальной антидопинговой организацией). Антидопинговая
12
организация имеет право по собственному усмотрению применять антидопинговые правила к
Спортсмену, который не является Спортсменом ни международного, ни национального уровня,
распространяя на него определение «Спортсмен». В отношении Спортсменов, которые не
являются Спортсменами ни международного, ни национального уровня, Антидопинговая
организация может действовать следующим образом: свести к минимуму Тестирование или не
проводить Тестирование вообще; анализировать Пробы не на весь перечень Запрещенных
субстанций; требовать предоставления меньшего количества информации о местонахождении
или вообще не требовать ее предоставления; не требовать заблаговременной подачи запросов на
Разрешения на терапевтическое использование. Однако если Спортсмен, находящийся под
юрисдикцией Антидопинговой организации и выступающий на уровне ниже международного
и национального, совершает нарушение антидопинговых правил, предусмотренное в статьях
2.1, 2.3 или 2.5, то к нему применяются Последствия, предусмотренные Кодексом. Для целей
статей 2.8 и 2.9, а также для проведения информационных и образовательных программ
Спортсменом является любое Лицо, занимающееся спортом под юрисдикцией любой
Подписавшейся стороны, правительства или другой спортивной организации, которая приняла
Кодекс.
9. Планы инструкторской и судейской практики.
Спортсмены учебно-тренировочного этапа (этап спортивной специали зации) должны
овладеть принятой в виде спорта терминологией, командами, овладеть основными методами
построения тренировочного занятия: разминка, основная и заключительная часть. Во время
проведения занятий необходимо развивать способность занимающихся наблюдать за
выполнением уп ражнений, технических приемов другими занимающимися, находить ошибки и
уметь их исправлять .
Постепенно занимающиеся должны шире привлекаться в качестве помощников при
проведении разминки, при разучивании отдельных приемов со спортсменами младших
возрастов. Привитие судейских навыков осуществляется путем изучения правил соревнований,
привлечения
спортсменов к непосредственному выполнению отдельных судейских
обязанностей в своей и других группах, ведения протоколов соревнований. Во время
проведения контрольных соревнований спортсмены знакомятся с документацией - стартовым
протоколом, регламентом, итоговым протоколом и т. д.
Спортсмены этапа спортивного совершенствования должны уметь подбирать основные
упражнения для разминки и самостоятельно проводить ее по заданию тренера, правильно
демонстрировать технические приемы , замечать и исправлять ошибки при выполнении
упражнений.
Одной из задач является подготовка занимающихся к роли помощника тренера,
инструктора и активного участника в организации и проведении соревнований по виду
спорта. Решение этих задач целесообразно начинать на учебно-тренировочном этапе (этап
спортивной специализации) и продолжать инструкторскую и судейскую практику на всех
последующих этапах подготовки.
Занимающиеся должны овладеть принятой в виде спорта терминологией и уметь
проводить строевые и порядковые упражнения, овладеть основными методами построения
тренировочного занятия: разминка, основная и заключительная части. Уметь выполнять
обязанности дежурного по группе (подготовка мест занятий , получение необходимого
и нвентаря и т.д.).
Большое внимание уделяется анализу соревнований, спортсмены должны научиться
объективно оценивать свои сильные и слабые стороны, сознательно относиться к
рекомендациям тренера.
Привитие судейских навыков осуществляется путем изучения правил соревнований,
привлечения занимающихся к непосредственному выполнению отдельных судейских
обязанностей при проведении соревнований в своей и других группах, занимающиеся могут
принимать участие в судействе внутришкольных соревнований в роли судьи, старшего судьи,
13
секретаря; в городских соревнованиях - в роли судьи, секретаря.
При мерный план инструкторской и судейской практики
№
1.
1.
2.
Таблица № 8
Виды практических
Сроки
Ответственный
заданий
Группы учебно – тренировочного этапа (ЭСС) (все периоды)
Освоение методики
1.Самостоятельное
В соответствии
Тренер
проведения тренировочных проведение
с планом
занятий по избранному виду подготовительной части
спортивной
спорта с начинающими
тренировочного занятия.
подготовки
спортсменами
2.Самостоятельное
проведение занятий по
физической подготовке.
3.Обучение основным
техническим элементам
и приёмам.
4. Составление
комплексов упражнений
для развития
физических качеств.
5.Подбор упражнений
для совершенствования
техники.
6.Ведение дневника
самоконтроля
тренировочных занятий.
Группы ССМ
Освоение методики
Организация и
В соответствии
Тренер
проведения спортивнопроведение спортивнос планом
массовых мероприятий в
массовых мероприятий
спортивной
физкультурно-спортивной
под руководством
подготовки
организации или
тренера
образовательном
учреждении
Выполнение необходимых Судейство соревнований В соответствии
Тренер
требований для присвоения
в физкультурнос планом
судейской категории по
спортивных
спортивной
виду спорта
организациях
подготовки
Задачи
Планы медицинских, медико-биологических
мероприятий и применения восстановительных средств.
На всех этапах спортивной подготовки спортсмены состоят на учете в спортивном
диспансере. В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации
от 23 октября 2020 г. № 1144н, спортсмены этапов начальной подготовки и учебно тренировочных этапов проходят углубленный медицинский осмотр 1 раз в год, спортсмены
групп совершенствования спортивного мастерства
проходят углубленное медицинское обследование 2 раза в год.
На этапах прослеживается определенная динамика физического развития и
медицинских показаний. Это дает возможность врачу совместно с тренером корректировать
тренировочный процесс. Перед каждыми соревнованиями спортсмены проходят текущее
обследование. Учитывая большие физические нагрузки, особое внимание уделяется средствам
восстановления и профилактике перетренированности. Нельзя допускать к занятиям с полной
нагрузкой спортсменов, окончательно не восстановившихся после перенесенного заболевания
или травмы.
10.
14
Углубленный медицинский осмотр проходит в соответствии с Программами
медицинских осмотров лиц, занимающихся физической культурой и спортом, включая
порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься
физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний
(тестов) Всероссийского физкультурно спортивного комплекса "Готов к труду и обороне"
(ГТО)", утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23
октября 2020г. №1144н.
Организация обеспечивает контроль за своевременным прохождением спортсменами
медицинского осмотра.
В планы медицинских и медико-биологических мероприятий входит:
- периодические медицинские осмотры;
- углубленное медицинское обследование спортсменов;
- дополнительные медицинские осмотры перед участием в спортивных соревнованиях
после болезни или травмы;
- врачебно-педагогические наблюдения в процессе спортивной подготовки с целью
определения индивидуальной реакции спортсменов на тренировочные и соревновательные
нагрузки;
- санитарно-гигиенический контроль за режимом дня, местами проведения тренировок
и спортивных соревнований, одеждой и обувью;
- медико-фармакологическое сопровождение в период спортивной подготовки и при
развитии заболевания или травмы;
- контроль за питанием спортсменов и использованием и ми восстановительных средств
выполнений рекомендаций медицинских работников.
Восстановительные средства и мероприятия включают в себя:
Специальные средства восстановления, используемые в подготовке спортсменов,
можно подразделить на три группы: педагогические, психологические и медикобиологические.
Педагогические средства:
Основные средства восстановления - педагогические , которые предполагают
управление величиной и направленностью тренировочной нагрузки. Они являются
неотъемлемой частью рационально построенного тренировочного процесса и включают:
- варьирование продолжительности и характера отдыха между отдельными
упражнениями, тренировочными зан ятиями и циклами занятий;
- использование специальных упражнений для активного отдыха и расслабления,
переключений с одного упражнения на другое. Использование игрового метода, что очень
важно в занятиях с детьми и подростками;
- «компенсато рное» - упражнения, выполняемые с невысокой интенсивностью в
конце тренировочного занятия , между тренировочными сериями или соревновательными
стартами продолжительностью от 1 до 15 мин;
- тренировочные занятия с малыми по величи не нагрузками (они интенсифицируют
процессы восстановления после тренировок с большими нагрузками иной направленности);
- рациональная организация режима дня. Психологические средства:
Психологические средства наиболее действенны для снижения уровня нервно
психической напряженности во время ответственных соревнований и напряженных
тренировок. Кроме того, они оказывают положительное влияние на характер и течение
восстановительных процессов. К их числу относятся:
- аутогенная и психорегулирующая тренировка;
- средства внушения (внушенный сон-отдых);
- гипнотическое внушение;
- приемы мышечной релаксации, специальные дыхательные упражнения, музыка для
релаксации;
- интересный и разнообразный досуг ;
- условия для быта и отдыха, благопри ятный психологический микроклимат.
К физическим (физиотерапевтическим) средствам восстановления относятся:
15
- массаж (общий, сегментарный, точечный , вибро - и гидромассаж);
- суховоздушная (сауна) и парная бани;
- гидропроцедуры (различные виды душей и ванн);
- электропроцедуры, облучения электромагнит ными волнами различной длины,
магнитотерапия;
- гипероксия.
На этапе начальной подготовки проблемы восстановления решаются относительно
просто. При планировании занятий на каждый день недели достаточно обговорить с
родителями общей режим занятий в школе, дать рекомендации по организации питания,
отдыха.
Начиная с учебно - тренировочного этапа вопросам восстановления должно уделяться
особенно большое внимание с связи с возрастанием объемов и интенсивности тренировочных
нагрузок, сокращением сроков на восстановление при увеличении количества занятий в
неделю.
Оптимальной
формой
использования восстановительных
средств
является
последовательное или параллельное применение нескольких из них в одной стандартной
процедуре. Не всегда целесообразно ускорять процессы восстановления после занятий,
направленных на повышение энергетических возможностей организма спортсмена, поскольку
именно глубина и продолжительность восстановления в значительной мере обуславливают
протекание адаптационных процессов. И наоборот, рекомендуется применение средств,
избирательно стимулирующих восстановление тех компонентов работоспособности, которые не
подвергались основному воздействие в проведенном занятии, но будут мобилизованы в
очередной тренировке.
Восстановительные мероприятия проводят не только во время проведения
тренировочного процесса и соревнований (отдых между выполнениями упражнений), но и в
свободное время.
№
1
Примерный план медицинских, медико-биологических мероприятий и
применения восстановительных средств
Таблица № 9
Наименование мероприятия
Сроки
Ответственный
Психолого-педагогическое и медикоВ течении года
Тренер
биологические средства.
Упражнения на растяжение.
Разминка.
Массаж: восстановительный массаж,
возбуждающий точечный массаж в
сочетании с классическим массажем
(встряхивание, разминание), локальный
массаж.
Психорегуляция мобилизирующей
направленности.
Чередование тренировочных нагрузок
по характеру и интенсивности.
Комплекс восстановительных
упражнений – ходьба, дыхательные
упражнения, душ тёплый
/прохладительный/.
Сбалансированное питание,
витаминизация, щелочные
минеральные воды
При планировании использования средств восстановления в текущей работе тренеру
рекомендуется использовать примерную схему и заполнять её в соответствии с реальными
запросами и возможностями. Конкретный план, объём, целесообразность проведения
16
восстановительных мероприятий определяет личный тренер спортсмена, исходя из решения
текущих задач подготовки.
III. Система контроля
11. По итогам освоения Программы применительно к этапам спортивной
подготовки лицу, проходящему спортивную подготовку (далее - обучающийся),
необходимо выполнить следующие требования к результатам прохождения Программы, в
том числе, к участию в спортивных соревнованиях:
На этапе начальной подготовки:
изучить основы безопасного поведения при занятиях спортом;
повысить уровень физической подготовленности;
овладеть основами техники вида спорта;
получить общие знания об антидопинговых правилах; соблюдать
антидопинговые правила;
обеспечение участия в официальных спортивных соревнованиях, начиная со второго
года для спортивных дисциплин, содержащих в своем наименовании словосочетание «весовая
категория»;
укрепление здоровья;
ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам
спортивной подготовки;
получить уровень спортивной квалификации (спортивный разряд), необходимый для
зачисления и перевода на учебно-тренировочной этап (этап спортивной специализации).
На учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации):
повышать уровень физической, технической, тактической , теоретической и
психологической подготовленности;
изучить правила безопасности при занятиях видом спорта и успешно применять их в
ходе проведения учебно-тренировочных занятий и участия в спортивных соревнованиях;
соблюдать режим учебно-тренировочных занятий;
изучить основные методы саморегуляции и самоконтроля;
овладеть общими теоретическими знаниями о правилах вида спорта; изучить
антидопинговые правила;
соблюдать антидопинговые правила и не иметь их нарушений;
ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам
спортивной подготовки;
принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже уровня
спортивных соревнований субъекта РФ;
получить уровень спортивной квалификации (спортивный разряд), необходимый для
зачисления и перевода на этап совершенствования спортивного мастерства.
На этапе совершенствования спортивного мастерства:
повышать уровень физической, технической, тактической, теоретической и
психологической подготовленности;
соблюдать режим учебно-тренировочных занятий (включая самостоятельную
подготовку), спортивных мероприятий, восстановления и питания;
приобрести знания и навыки оказания первой доврачебной помощи; овладеть
теоретическими знани ями о правилах вида спорта; выполнить план индивидуальной
подготовки;
закрепить и углубить знания антидопинговых правил; соблюдать антидопинговые
правила и не иметь их нарушений;
ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам
спортивной подготовки;
демонстрировать высокие спортивные результаты в официальных спортивных
соревнованиях ;
17
показывать результаты, соответствующие присвоению спортивного разряда «кандидат в
мастера спорта» не реже одного раза в два года;
принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже уровня
межрегиональных спортивных соревнований;
получить уровень спортивной квалификации (спортивный разряд), необходимый для
зачисления и перевода на этап высшего спортивного мастерства.
На этапе высшего спортивного мастерства:
совершенствовать уровень общей физической и специальной физической, технической,
тактической, теоретической и психологической подготовленности;
соблюдать режим учебно-тренировочных занятий (включая самостоятельную
подготовку), спортивных мероприятий, восстановления и питания;
выполнить план индивидуальной подготовки;
знать и соблюдать антидопинговые правила, не иметь нарушений таких правил;
ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам спортивной
подготовки;
принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже уровня
всероссийских спортивных соревнований;
показывать результаты, соответствующие присвоению спортивного звания «мастер
спорта России» или выполнять нормы и требования, необходимые для присвоения
спортивного звания «мастер спорта России международного класса» не реже одного раза в два
года (для обучающихся старше 18 лет);
достичь результатов уровня спортивной сборной команды субъекта Российской
Федерации и (или) спортивной сборной коман ды Российской Федерации;
демонстрировать высокие спортивные результаты в межрегиональных, всероссийских
и международных официальных спортивных соревнованиях.
12.Контрольные и контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам
спортивной подготовки.
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для
зачисления и перевода на этап начальной подготовки
по виду спорта «самбо»
Таблица № 10
№п/п Упражнения
Единица
Норматив до года
Норматив свыше года
измерения
обучения
обучения
мальчики
девочки
мальчики
девочки
1.
Нормативы общей физической подготовки для спортивной дисциплины «весовая
категория»
1.1
Бег на 30м.
Сек.
Не более
Не более
6.2
6.4
5.7
6.0
1.2
Бег на 1000м
Мин.с
Не более
Не более
6.10
6.30
1.3
Бег на 1500м
Мин.с
Не более
Не более
8.20
8.55
1.4
Наклон вперёд из
См
Не менее
Не менее
положения стоя
+2
+3
+3
+4
на
гимнастической
скамье (от уровня
скамьи)
1.5
Челночный бег
с
Не более
Не более
3Х10м
9.6
9.9
9.0
9.4
1.6
Прыжок в длину с
см
Не менее
Не менее
места
130
120
150
135
18
1.7
1.8
1.9
2.
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
Сгибание и
Количество
Не менее
Не менее
разгибание рук в
раз
10
5
13
7
упоре лёжа на
полу
Подтягивание из
Количество
Не менее
Не менее
виса на высокой
раз
2
3
перекладине
Подтягивание из
Количество
Не менее
Не менее
виса на низкой
раз
7
-9
перекладине 90 см
Нормативы общей физической подготовки для спортивной дисциплины
«демонстрационное самбо»
Бег на 30м.
с
Не более
Не более
6.9
7.1
6.7
6.8
Смешанное
Мин.с
Не более
Не более
передвижение на
7.10
7.35
6.40
7.05
1000 м.
Наклон вперёд из
см
Не менее
Не менее
положения стоя
+1
+3
+3
+5
на
гимнастической
скамье (от уровня
скамьи)
Челночный бег
с
Не более
Не более
3Х10м
10.3
10.6
10.0
10.4
Прыжок в длину с
см
Не менее
Не менее
места толчком
110
105
120
115
двумя ногами
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки
и уровень спортивной квалификации (спортивные разряды) для зачисления и
перевода на учебно-тренировочный эта п (эта п спортивной специализации) по
виду спорта «самбо»
Таблица № 11
№п/п Упражнения
Единица измерения
Норматив
мальчики
девочки
1. Нормативы общей физической подготовки для спортивной дисциплины «весовая категория»
1.1
Бег на 60м.
Сек.
Не более
10.4
10.9
1.2
Бег на 1500м
Мин.с
Не более
8.05
8.29
1.3
Наклон вперёд из
См
Не менее
положения стоя на
+5
+6
гимнастической
скамье (от уровня
скамьи)
1.4
Челночный бег
с
Не более
3Х10м
8.7
9.1
1.5
Прыжок в длину с
см
Не менее
места
160
145
1.6
Сгибание и
Количество раз
Не менее
разгибание рук в
18
9
упоре лёжа на полу
1.7
Подтягивание из
Количество раз
Не менее
19
виса на высокой
4
перекладине
1.8
Подтягивание из
Количество раз
Не менее
виса на низкой
11
перекладине 90 см
2. Нормативы общей физической подготовки для спортивной дисциплины «демонстрационное
самбо»
2.1
Бег на 60м.
с
Не более
11.5
12.0
2.2
Бег на 1000 м.
Мин.с
Не более
5.50
6.2
2.3
Наклон вперёд из
см
Не менее
положения стоя на
+4
+5
гимнастической
скамье (от уровня
скамьи)
2.4
Челночный бег
с
Не более
3Х10м
9.3
9.5
2.5
Прыжок в длину с
см
Не менее
места толчком
140
130
двумя ногами
2.6
Сгибание и
Количество раз
Не менее
разгибание рук в
13
7
упоре лёжа на полу
3.
3. Нормативы специальной физической подготовки для спортивной дисциплины
«весовая категория»
3.1
Забегания на
с
Не более
«борцовский
19.0
25.0
мост»5 раз влево, 5
раз вправо
3.2
10 переворотов из
с
Не более
упора головой в
25.0
28.0
ковёр на
«борцовский мост»
и обратно
3.3
10 бросков
с
Не более
партнёра (через
21.0
26.0
бедро, передней
подножкой,
подхватом, через
спину)
4.
Уровень спортивной квалификации
4.1
4.2
Период обучения
на этапе
спортивной
подготовки (до
3хлет)
Период обучения
на этапе
спортивной
подготовки (свыше
3хлет)
Спортивные разряды – «третий юношеский спортивный разряд»,
«второй юношеский спортивный разряд», «первый юношеский
спортивный разряд»
Спортивные разряды – «третий спортивный разряд», «второй
спортивный разряд», «первый юношеский разряд»
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки
и уровень спортивной квалификации (спортивные разряды) для перевода и
20
№п/п
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
1.8
1.9
2.
2.1
2.2
2.3
2.4
зачисления на этап совершенствования спортивного мастерства
по виду спорта «самбо»
Таблица № 12
Упражнения
Единица
Норматив
измерения
мальчики
девочки
1. Нормативы общей физической подготовки
Бег на 60м.
Сек.
Не более
8.2
9.6
Бег на 2000м
Мин.с
Не более
8.10
10.00
Наклон вперёд из положения стоя на
См
Не менее
гимнастической скамье (от уровня скамьи)
+11
+15
Челночный бег 3Х10м
с
Не более
7.2
8.0
Прыжок в длину с места
см
Не менее
215
180
Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на
Количество
Не менее
полу
раз
36
15
Подтягивание из виса на высокой
Количество
Не менее
перекладине
раз
12
Подтягивание из виса на низкой перекладине
Количество
Не менее
90 см
раз
18
Поднимание туловища из положения лёжа на Количество
Не менее
спине (за 1 мин)
раз
49
43
2.Нормативы специальной физической подготовки
Забегания на «борцовский мост»5 раз влево, 5
раз вправо
10 переворотов из упора головой в ковёр на
«борцовский мост» и обратно
10 бросков партнёра (через бедро, передней
подножкой, подхватом, через спину)
10 бросков партнёра через грудь
с
с
с
с
3.
3.Уровень спортивной квалификации
3.1
Спортивный разряд «кандидат в мастера спорта»
Не более
15.0
Не более
18.0
Не более
14.5
Не более
17.0
18.3
20.0
17.0
20.0
Если на одном из этапов спортивной подготовки результаты прохождения спортивной
подготовки не соответствуют требованиям, установленным дополнительной образовательной
программой спортивной подготовки, прохождение следующего этапа спортивной подготовки
не допускается (в соответствии с пунктом 5 статьи 32 Федерального закона от 4 декабря 2007
г. № 329-ФЗ).
IV. Рабочая программа по виду спорта «самбо»
13. Программный материал для учебно-тренировочных занятий по каждому
этапу спортивной подготовки.
Таблица № 13
Этап подготовки
Этап начальной
подготовки
Год
подготовки
До года
Требования
Дистанции: вне захвата, длинная, средняя , ближняя.
Передвижения: обычными шагами, приставными
шагами , вперед- назад, влево-вправо, по кругу.
21
Свыше года
Учебнотренировочный
этап (этап
спортивной
специализации)
До 3х лет
Повороты: на 90° шагом вперед, на 90° шагом назад, на
180° шагом вперед, на 180° шагом назад.
Захваты: рукав-отворот, два рукава, два отворота,
рукав-ворот, отворот-ворот , рукав-пояс, отворотпояс, односторонний двумя руками, руки снаружи,
односторонний рукав-куртка на спине снаружи ,
односторонний рукав-пояс на спине снаружи .
Самостраховка: при падении на спину назад
опрокидыванием, при падении на спину вперед
кувырком, при падении на спину вперед кувырком
через мост, при падении на бок опрокидыванием, при
падении вперед через руки .
Приемы в положении стоя:
Броски руками - выведение из равновесия (рывком,
толчком, скручиванием);
Броски ногами - задняя подножка под
выставленную ногу, боковая подсечка под
выставленную ногу;
Броски туловищем - бросок через бедро с
захватом пояса. Приемы в положении лежа:
Переворачивания - переворот рычагом, захватом рук
сбоку; Удержания - сбоку с захватом шеи и руки , со
стороны головы с захватом шеи и руки ;
Болевые приемы - рычаг локтя через бедро от
удержания сбоку, через предплечье, прямой узел плеча от
удержания сбоку.
Приемы в положении стоя:
Броски руками - бросок захватом одноименной
ноги за подколенный сгиб изнутри;
Броски ногами -зацеп голенью изнутри, бросок
через голову с упором голенью в живот с захватом
шеи и руки;
Броски туловищем - бросок через спину с
захватом руки на плечо.
Приемы в положении лежа:
Переворачивания -переворот с захватом руки и ноги
снаружи , переворот ключом ;
Удержания -поперек с захватом руки , с захватом пояса
между ногами , верхом захватом руки и шеи, со
стороны ног захватом туловища.
Болевые приемы - обратный узел плеча от
удержания сбоку, ущемление ахиллова сухожилия,
узел ноги от удержания сбоку (при попытке
противника отжать голову или зацепить ногу
атакующего), у щемления бицепса от удержания сбоку.
Приемы в положении стоя:
Броски
руками - выведение из равновесия
вертушкой , захватом одноименной пятки изнутри,
боковой переворот, броски захватом ног;
Броски ногами - передняя подножка с захватом
пояса и руки ,
задняя подножка с захватом руки и ноги, задняя
подножка
на
пятке,
передняя
подсечка под
отставленную ногу, боковая подсечка с заведением на
перекрест, задняя подсечка под выставленную ногу,
22
Свыше 3х лет
подсечка изнутри с захватом руки и шеи, зацеп
голенью снаружи, зацеп стопой снаружи садясь, отхват,
через голову с упором голенью в бедро;
Броски туловищем - через бедро с захватом руки и
шеи, через спину с захватом руки под плечо, через
грудь захватом одноименной руки и туловища с боку.
Приемы в положении лежа:
Переворачивания - захватом пояса снизу, захватом
пояса сверху, захватом проймы (рывком, толчком);
Удержания - сбоку с захватом туловиша и руки,
со стороны головы с захватом туловища, поперек с
захватом рук, поперек с захватом разноименной
ноги, верхом с захватом рук, со стороны ног с
захватом руки и шеи;
Болевые приемы - рычаг локтя захватом руки между
ног, рычаг плеча сопернику, лежащему на груди, узел
плеча от удержания поперек, ущемление бицепса
захватом руки между ног, рычаг колена верхом на
бедре спиной к сопернику, узел бедра от удержания
верхом зацепляя ногу соперника ногой (можно с
помошью рук), ущемление икроножной мышцы.
Приемы самозащиты:
Освобождение от захватов - за руку (руки), туловища
(спереди и сзади), одежды;
Удушающие приемы - предплечьем, отворотом
(отворотами), ногами.
Приемы в положении стоя:
Броски руками - выведение из равновесия
раскручивая соперника, обратным захватом пятки
изнутри, передний переворот, обратным захватом
двух ног;
Броски ногами - передняя подножка с захватом
ноги, задняя подножка под две ноги, броски зацепом
голенью, изнутри одноименной ногой, броски
зацепом стопой, снаружи из стойки, броски обвивом,
захватом одноименной руки и туловища (пояса),
броски подхватом под две ноги, упором стопой в
живот, подсечка боковая при движении противника
назад и при движении противника вперед, передняя
подсечка с подшагиванием и отшагиванием , подсечка
задняя зашагивая , подсечка изнутри с заведения,
подсадом голенью изнутри;
Броски туловищем - через бедро с захватом пояса
через одноименное плечо, через спину с захватом руки
и отворота , через грудь с захватом руки и туловища
спереди.
Приемы в положении лежа:
Переворачивание, накладывая ногу на шею сопернику ;
Удержания – сбоку захватом рук, поперек захватом
руки и шеи, поперек с захватом одноименной ноги, со
стороны головы на коленях, верхом с захватом одной
руки двумя руками, со стороны ног накатывая;
Болевые приемы – рычаг локтя кувырком (вперед
и назад) сопернику, стоящему на коленях и руках, узлы
плеча от удержания забегая со стороны головы,
23
ущемление бицепса ногами , рычаг колена в
положении лежа обвивом разноименной ногой
снаружи, узлы бедра руками после удержания
поперек или со стороны головы .
Приемы самозащиты:
Сковывание (задержание) - под ручку рычагом кисти,
пальцев, рычагом локтя через предплечье, рычагом локтя
через плечи, загиб руки за спину рывком , рычагом ,
нырком.
Этап
Без
совершенствования ограничения
спортивного
мастерства
Приёмы в положении стоя:
Броски руками – выведение из равновесия ломком,
захватом голени снаружи, задний переворот, захватом
ног вынося ноги в сторону;
Броски ногами - передняя подножка на пятке, задняя
подножка с падением, передняя подножка с захватом
руки под плечо, зацеп голенью снаружи-сзади
зашагивая, зацеп стопой с захватом одноименной
руки и туловища сбоку, бросок обвивом садясь,
подхват изнутри, через голову упором стопой в бедро,
подсечка боковая при движении противника в сторону
приставными шагами или прыжками , передняя
подсечка в колено, задняя подсечка под две ноги,
подсечка изнутри при отступлении противника,
броски подсадом бедром снаружи и изнутри;
Броски туловищем - через бедро (боковое) , через
спину со скрестным захватом рук, через грудь с
зашагиванием.
Приемы в положении лежа:
Переворачивания захватом отворотов с
опрокидыванием на себя и переходом на удержание
верхом с обратным захватом шеи; Удержания -сбоку
обратное, со стороны головы с захватом отворотов изпод рук, поперек с захватом ноги и пояса, обратное
поперек с захватом руки и ноги, верхом с зацепом ног,
со стороны ног с захватом шеи рукой;
Болевые приемы -рычаг локтя, подготовленный из
стойки выбивая ногу соперника, узлы прямой и
обратный с захватом рук между ног, рычаг колена
после обвива, рычаг бедра, фиксируя одну ногу бедром
и надавливая туловищем на другую, двойной узел ног.
Приемы самозащиты:
Защита от ударов руками и ногами : сбоку, наотмашь,
сверху, снизу, прямой. Ответные удары руками,
ногами , головой.
14.Учебно-тематический план
Этапы спортивной
подготовки
Темы по
теоретической
подготовке
Всего на этапе
начальной
подготовки до одного
Объём
времени
в год
(минут)
120/180
Сроки
проведения
Таблица № 14
Краткое содержание
24
года обучения/свыше
одного года
обучения:
История
возникновения вида
спорта и его развития
Этап начальной
подготовки
13\20
сентябрь
Физическая культура
– важное средство
физического
развития и
укрепления здоровья
человека
13\20
октябрь
Гигиенические
основы физической
культуры и спорта,
гигиена
обучающихся при
занятиях физической
культуры и спортом
13\20
ноябрь
Закаливание
организма
13\20
декабрь
Самоконтроль в
процессе занятий
физической культуры
и спортом
13\20
январь
Теоретические
основы обучения
базовым элементам
техники и тактики
вида спорта
Теоретические
основы судейства.
Правила вида спорта.
13\20
май
14\20
июнь
Зарождение и развитие
вида спорта.
Автобиографии
выдающихся вида
спорта спортсменов
Понятие о физической
культуре и спорте.
Формы физической
культуры физическая
культура как средство
воспитания
трудолюбия,
организованности, воли,
нравственных качеств и
жизненно важных
умений и навыков.
Понятие о гигиене и
санитарии. Уход за
телом, полостью рта и
зубами. Гигиенические
требования к одежде и
обуви. Соблюдение
гигиены на спортивных
объектах.
Знания и основные
правила закаливания.
Закаливание воздухом,
водой, солнцем.
Закаливание на
занятиях физической
культуры и спортом.
Ознакомление с
понятием о
самоконтроле при
занятиях физической
культуры и спортом.
Дневник самоконтроля.
Его формы и
содержание понятие о
травматизме.
Понятие о технических
элементах вида спорта.
Теоретические знания
по технике их
выполнения.
Понятийность.
Классификация
спортивных
соревнований.
Команды (жесты)
спортивных судей.
Положение о
спортивном
25
Учебнотренировочный
этап (этап
спортивной
специализации)
Режим и питание
обучающихся
14\20
август
Оборудование и
спортивный
инвентарь по виду
спорта
14\20
Ноябрь май
Всего на учебнотренировочном этапе
до трёх лет обучения/
свыше трёх лет
обучения;
Роль и место
физической культуры
в формировании
личностных качеств
600/96-
70\107
сентябрь
История
возникновения
олимпийского
движения
70\107
октябрь
Режим дня и питание
обучающихся
70\107
ноябрь
соревновании.
Организационная
работа по подготовке
спортивных
соревнований. Состав
и обязанности
спортивных судейских
бригад. Обязанности и
права участников
спортивных
соревнований. Система
зачёта в спортивных
соревнованиях по виду
спорта.
Расписание учебнотренировочного и
учебного процесса. Роль
я в жизнедеятельности.
Рациональное,
сбалансированное
питание.
Правила эксплуатации и
безопасного
использования
оборудования и
спортивного инвентаря.
Физическая культура и
спорт как социальные
феномены. Спорт –
явление культурной
жизни. Роль физической
культуры в
формировании
личностных качеств
человека. Воспитание
волевых качеств,
уверенности в
собственных силах.
Зарождение
олимпийского
движения. Возрождение
олимпийской идеи.
Международный
Олимпийский комитет
(МОК)
Расписание учебнотренировочного и
учебного процесса. Роль
питания в подготовке
обучающихся к
спортивным
26
Физиологические
основы физической
культуры
70\107
декабрь
Учёт
соревновательной
деятельности,
самоанализ
обучающегося
70\107
январь
Теоретические
основы техникотактической
подготовки. Основы
техники вида спорта
70\107
май
Психологическая
подготовка
60\106
Сентябрьапрель
Оборудование,
спортивный
инвентарь и
экипировка по виду
спорта
60\106
Декабрьмай
Правила вида спорта
60\106
Декабрьмай
соревнованиям.
Рациональное,
сбалансированное
питание.
Спортивная
физиология.
Классификация
различных видов
мышечной
деятельности.
Физиологическая
характеристика
состояний организма
при спортивной
деятельности.
Физиологические
механизмы развития
двигательных навыков.
Структура и содержание
дневника обучающегося.
Классификация и типы
спортивных
соревнований.
Понятийность.
Спортивная техника и
тактика. Двигательные
представления.
Методика обучения.
Метод использования
слова. Значение
рациональной техники в
достижении высокого
спортивного результата.
Характеристика
психологической
подготовки. Общая
психологическая
подготовка. Базовые
волевые качества
личности. Системные
волевые качества
личности.
Классификация
спортивного инвентаря
и экипировки для вида
спорта, подготовка к
эксплуатации, уход и
хранение. Подготовка
инвентаря и экипировки
к спортивным
соревнованиям.
Деление участников по
возрасту и полу. Права
и обязанности
участников спортивных
27
соревнований. Правила
поведения при участии
в спортивных
соревнованиях.
Этап
совершенствования
спортивного
мастерства
Всего на этапе
совершенствования
спортивного
мастерства:
Олимпийское
движение. Роль и
место физической
культуры в обществе,
состояние
современного спорта
1200
200
сентябрь
Профилактика
травматизма.
Перетренированность
/
недотренированность
Учёт
соревновательной
деятельности,
самоанализ
обучающегося
200
октябрь
200
ноябрь
Психологическая
подготовка
200
декабрь
Подготовка
обучающегося как
многокомпонентный
процесс
200
январь
Олимпизм как
метафизика спорта.
Социокультурные
процессы в
современной России.
Влияние олимпизма на
развитие
международных
спортивных связей и
системы спортивных
соревнований, в том
числе, по виду спорта.
Понятие травматизма.
Синдром
«перетренированности».
Принципы спортивной
подготовки.
Индивидуальный план
спортивной подготовки.
Ведение дневника
обучающегося.
Классификация и типы
спортивных
соревнований. Понятия
анализа, самоанализа
учебно-тренировочной
и соревновательной
деятельности.
Характеристика
психологической
подготовки. Оющая
психологическая
подготовка. Базовые
волевые качества
личности. Системные
волевые качества
личности.
Классификация средств
и методов
психологической
подготовки
обучающихся.
Современные
тенденции
совершенствования
системы спортивной
тренировки.
Спортивные результаты
28
Спортивные
соревнования как
функциональное и
структурное ядро
спорта
200
Февраль май
Восстановительные
средства и
мероприятия
В переходный период
спортивной
подготовки
- специальной и
интегральный продукт
соревновательной
деятельности. Система
спортивных
соревнований. Система
спортивной тренировки.
Основные направления
спортивной тренировки.
Основные функции и
способности
спортивных
соревнований. Общая
структура спортивных
соревнований.
Судейство спортивных
соревнований.
Спортивные
результаты.
Классификация
спортивных
достижений.
Педагогические
средства
восстановления:
рациональное
построение учебнотренировочных занятий;
рациональное
чередование
тренировочных
нагрузок различной
направленности;
организация активного
отдыха.
Психологические
средства
восстановления:
аутогенна тренировка;
психорегулирующие
воздействия;
дыхательная
гимнастика. Медикобиологические средства
восстановления:
питание; гигиенические
и физиотерапевтические
процедуры; баня,
массаж; витамины.
Особенности
применения
восстановительных
средств.
V. Особенности осуществле ния спортивной подготовки по отдельным спортивным
дисциплинам
29
15.Особенности осуществления спортивной подготовки по спортивным дисциплинам
вида спорта «самбо».
Согласно всероссийскому реестру видов спорта в виде спорта «самбо» официально
утверждены следующие дисциплины:
Весовая категория 26кг
весовая категория 29 кг
весовая категория 31 кг
весовая категория 34 кг
весовая категория 35 кг
весовая категория 37 кг
весовая категория 38 кг
весовая категория 40 кг
весовая категория 41 кг
весовая категория 42 кг
весовая категория 43 кг
весовая категория 44 кг
весовая категория 46 кг
весовая категория 47 кг
весовая категория 48 кг
весовая категория 49 кг
весовая категория
весовая категория
весовая категория
весовая категория
весовая категория
50 кг
51 кг
52 кг
53кг
54 кг
весовая категория 55 кг
весовая категория 55+ кг
весовая категория 56 кг
весовая категория 57 кг
весовая категория 58 кг
весовая категория 59 кг
весовая категория 60 кг в
весовая категория 62 кг
весовая категория 64 кг
весовая категория 65 кг
весовая категория 65+ кг
весовая категория 66 кг
весовая категория 68 кг
весовая категория 70 кг
весовая категория 70+ кг
весовая категория 71 кг
весовая категория 71+ кг
весовая категория 72 кг
30
весовая категория 72+ кг
весовая категория 74 кг
весовая категория 75 кг
весовая категория 75+ кг
весовая категория 78 кг
весовая категория 79 кг
весовая категория 80 кг
весовая категория 80+ кг
весовая категория 81 кг
весовая категория 82 кг
весовая категория 84 кг
весовая категория 84+ кг
весовая категория 87 кг
весовая категория 87+ кг
весовая категория 88 кг
весовая категория 88+ кг
весовая категория 90 кг
весовая категория 98 кг
весовая категория 98+ кг
весовая категория 100 кг
весовая категория 100+ кг
командные соревнования
абсолютная категория
демонстрационное самбо
БС весовая категория 46 кг
БС весовая категория 48 кг
БС весовая категория 49 кг
БС весовая категория 52 кг
БС весовая категория 53 кг
БС весовая категория 57 кг
БС весовая категория 58 кг
БС весовая категория 62 кг
БС весовая категория 64 кг
БСвесовая категория 68 кг
БСвесовая категория 71 кг
БС весовая категория 74кг
БС весовая категория 79 кг
БС весовая категория 82кг
БС весовая категория 88кг
БС весовая категория 88+ кг
БС весовая категория 90кг
БС весовая категория 98кг
БС весовая категория98+кг
БС весовая категория100кг
БС весоваякатегория100+кг БС
31
абсолютная категория
В учреждении осуществляется спортивная подготовка по дисциплине демонстрационное
самбо, а также дисциплине, содержащей в своем наименовании словосочетание «весовая
категория».
Для зачисления на этап спортивной подготовки лицо, желающее пройти спортивную
подготовку, должно достичь установленного возраста в календарный год зачисления на
соответствующий этап спортивной подготовки.
Возраст обучающихся на этапах совершенствования спортивного мастерства и
высшего спортивного мастерства не ограничивается при условии вхожден ия их в список
кандидатов в спортивную сборную команду субъекта Российской Федерации по виду спорта
«самбо» и участия в официальных спортивных соревнованиях по виду спорта «самбо» не ниже
уровня всероссийских спортивных соревнований.
Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки рассчитывается на
52 недели в год.
Учебно-тренировочный процесс ведется в соответствии с годовым учебно
тренировочным планом (включая период самостоятельной подготовки по индивидуальным
планам спортивной подготовки для обеспечения непрерывности учебно-тренировочного
процесса).
При включении в учебно-тренировочный процесс самостоятельной подготовки , ее
продолжительность составляет не менее 10% и не более 20% от общего количества часов,
предусмотренных годовым учебно-тренировочным планом.
Продолжительность одного учебно-тренировочного занятия
при реализации
дополнитель ной образовательной программы спортивной подготовки устанавливается в
астрономических часах и не должна превышать:
на этапе начальной подготовк и - двух часов;
на учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) - трех часов;
на этапе совершенствования спортивного мастерства – четырех часов;
на этапе высшего спортивного мастерства - четырех часов.
При проведении более одного учебно-тренировочного занятия в один день
суммарная продолжительность занятий не должна составлять более восьми часов.
В часовой объем учебно-тренировочного занятия входят теоретические, практические,
восстановительные, медико-биологические мероприятия ,
инструкторская и судейска я
практика.
Работа по индивидуальным планам спортивной подготовки может осуществляться на
всех этапах спортивной подготовки в период проведения учебно-тренировочных мероприятий
и участия в спортивных соревнованиях.
Официальные спортивные соревнования проводятся по группам в соответствии с
полом и возрастом в спортивных дисциплинах, включённых во Всероссийский реестр видов
спорта. Возрастные группы: юноши и девушки (11-12 лет), юноши и девушки (12-14 лет),
юноши и девушки (14-16 лет), юноши и девушки (16-18 лет).
VI. Условия реализации дополнительной образовательной программы
спортивной подготовки
16.Материально-технические условия реализаци и Программы.
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
Обеспечение оборудованием и спортивным инвентарем, необходимыми
для прохожден ия спортивной подготовки
Таблица № 15
Единица
Количество
Наименование оборудования, спортивного инвентаря
измерения
изделий
Брусья переменной высоты на гимнастическую стенку
штук
2
Гири спортивные (6, 8, 16, 24, 32 кг)
комплект
2
Гонг
штук
1
Доска информационная
штук
1
Зеркало (2х3 м)
штук
1
32
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
Игла для накачивания мячей
Канат для лазания
Канат для перетягивания
Ковер для самбо (11х11 м)
Кольца гимнастические
Кушетка массажная
Лонжа ручная
Макет автомата
Макет ножа
Макет пистолета
Манекены тренировочные высотой 120, 130, 140, 150, 160 см
Мат гимнастический
Мешок боксерский
Мяч баскетбольный
Мяч волейбольный
Мяч для регби
Мяч набивной (медицинбол) (от 1 до 5 кг)
Мяч футбольный
Насос универсальный (для накачивания мячей)
Палка деревянная (шест до 2 м, диаметр 4 см)
Перекладина переменной высоты на гимнастическую стенку
(универсальная)
Резиновый амортизатор
Секундомер электронный
Скакалка гимнастическая
Скамейка гимнастическая
Стенка гимнастическая (секция)
Табло судейское электронное (телевизионная панель и
ноутбук)
Тренажер кистевой фрикционный
Тренажер универсальный малогабаритный
Урна-плевательница
Штанга наборная тяжелоатлетическая
Электронные весы до 150 кг
штук
штук
штук
комплект
пар
штук
штук
штук
штук
штук
комплект
штук
штук
штук
штук
штук
комплект
штук
штук
штук
5
2
1
1
1
1
1
10
10
10
1
10
1
2
2
2
2
2
1
10
штук
2
штук
штук
штук
штук
штук
10
3
20
4
8
комплект
1
штук
штук
штук
комплект
штук
16
1
2
1
1
Обеспечение спортивной экипировкой
№
п/п
1.
Наименование спортивной экипировки
Набор поясов самбо (красного и синего цвета)
Единица
измерения
комплект
Таблица № 16
Количество
изделий
20
количество
срок
эксплуатации
(лет)
Костюм спортивный
(тренировочный)
Накладки на голени для самбо
10.
(красного и синего цвета)
9.
срок
эксплуатации
(лет)
8. Костюм спортивный (парадный)
количество
Шлем для самбо (красного
и синего цвета)
Перчатки для самбо (красного
7.
и синего цвета)
6.
срок
эксплуатации
(лет)
5. Протектор-бандаж для паха
количество
1. Ботинки для самбо
Куртка для самбо с поясом
2.
(красная и синяя)
Футболка белого цвета
3.
(для женщин)
Шорты для самбо (красного
4.
и синего цвета)
срок
эксплуатации
(лет)
Наименование
Этап высшего
спортивного
мастерства
количество
№
п/п
33
Спортивная экипировка, передаваемая в индивидуальное пользование
Этапы спортивной подготовки
УчебноЭтап
тренировочный
Этап начальной
совершенствования
этап (этап
подготовки
спортивного
спортивной
мастерства
специализации)
Единица
Расчетная единица
измерения
пар
на обучающегося
-
-
2
0,5
2
0,5
2
0,5
комплект
на обучающегося
-
-
2
0,5
2
0,5
2
0,5
штук
на обучающегося
-
-
2
0,5
3
0,20
4
0,25
комплект
на обучающегося
-
-
2
0,5
2
0,5
3
0,20
штук
на обучающегося
-
-
1
1
2
0,5
2
0,5
комплект
на обучающегося
-
-
1
1
2
0,5
2
0,5
комплект
на обучающегося
-
-
1
1
2
0,5
2
0,5
штук
на обучающегося
-
-
1
1
1
1
1
1
штук
на обучающегося
-
-
1
1
1
1
1
1
комплект
на обучающегося
-
-
1
1
2
0,5
2
0,5
34
17. Кадровые условия реализации Программы.
Уровень квалификации лиц, осуществляющих спортивную подготовку, должен
соответствовать требованиям, установленным профессиональным стандартом «Тренерп реподаватель», утвержденным приказом Минтруда России от 24.12.2020 № 952н
(зарегистрирован Минюстом России 25.01.2021, регистрационный № 62203), профессиональным
стандартом «Тренер », утвержденным приказом Минтруда России от 28.03 .2019 № 191н
(зарегистрирован
Минюстом
России
25 .04.2019,
регистрационный
№ 54519),
профессиональным стандартом «Специалист по инструкторской и методической работе в
области физической культуры и спорта», утвержденным приказом Минтруда России от 21
.04.2022 № 237н (зарегистрирован Минюстом России 27.05.2022, регистрационный № 68615),
или Единым квалификационным справочником должностей руководителей , специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в области
физической культуры и спорта», утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от
15.08.2011 № 916н (зарегистрирован Минюстом России 14.10.2011, регистрационный № 22054).
Для проведения учебно-тренировочных занятий и участия в официальных спортивных
соревнованиях на учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации), этапах
совершенствования спортивного мастерства, кроме основного тренера преподавателя ,
допускается привлечение тренера-преподавателя по видам спортивной подготовки , с учетом
специфики вида спорта «самбо», а также на всех этапах спортивной подготовки привлечение
иных специалистов (при условий и их одновременной работы с обучающимися).
18. Инфoрмациoннo-метoдические условия реализации Программы.
Традиционные образовательные ресурсы
Книги
Учебники
Методические мероприятия
Практикумы
Видеофильмы
Новые образовательные ресурсы
Базы данных
Электронные библиотеки
Ресурсы интернета
Обучающие компьютерные программы
Цифровые образовательные ресурсы